Документы / Меню /

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

"Новый Уральский строитель" №7 - 2005

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

На период до 2008 года в плане модернизации автодорожной инфраструктуры приоритеты Свердловского областного государственного учреждения (СОГУ) «Управление автомобильных дорог» определяются тремя основными направлениями. Первое – строительство обходов крупных городов и центров муниципальных образований, интеграция областной дорожной сети в федеральную и развитие на территории Свердловской области международных транспортных коридоров. Второе – обеспечение круглогодичной транспортной связи между населенными пунктами, планомерное развитие, реконструкция, ремонт и содержание дорожной сети, освоение севера и северо-востока области с целью социально-экономического развития и доступности территорий, снижения транспортных расходов пользователей автодорог. Третье – высокое качество и эффективность дорожных работ, долговечность дорожных конструкций и искусственных сооружений, внедрение новых технологий и улучшенных дорожно-строительных материалов.

Наилучшим выходом из трудного экономического положения с обеспечением финансирования дорожных работ становятся техническая модернизация, принципиально новые подходы к системе управления отраслью (в том числе – частно-государственное партнерство), использование передовой техники, прогрессивных материалов, разработка и внедрение эффективных технологий, обеспечивающих высокое качество дорожных работ и долговечность дорожных одежд и искусственных сооружений.

Механизм работы с подрядными организациями по техническому оснащению дорожного хозяйства основывается на использовании лизинга оборудования, техники и технологий. В дорожном хозяйстве Свердловской области лизинг приобрел широкое распространение. При лизинге уменьшается общий объем дисконтированных платежей, снижается налоговая нагрузка на предприятия, не требуется единовременного отвлечения значительных средств из оборота хозяйствующих субъектов, снижаются финансовые риски при внедрении новой техники и технологий.

СОГУ «Управление автомобильных дорог» существенно обновило производственную базу дорожного хозяйства Свердловской области. Созданы производства современных высококачественных дорожно-строительных материалов: кубовидного щебня на Монетном щебеночном заводе, битумных эмульсий и ПБВ – на Сухоложской битумно-эмульсионной базе. Внедрено буровое оборудование фирмы «Бауер» для мостостроения, переоснащены ведущие подрядные дорожно-строительные организации, где в настоящее время дорожно-строительные и ремонтные работы производятся с использованием новой техники ведущих зарубежных и отечественных фирм-поставщиков: «Дюнопак», «Виртген», «Марини», «Бенингхоффен», КредМАШ и других. Модернизирован ряд АБЗ, битумных баз подрядных организаций.

На основе лизинговых схем подрядные организации оснащены современными комбинированными дорожными машинами: Тройка-2000, МДК-КамАЗ, транспортными средствами для перевозки и доставки материалов, специальной техникой для устройства слоев износа и поверхностной обработки автомобильных дорог, регенерации асфальтобетонных покрытий, ямочного ремонта.

Экономия, качество и эффективность становятся необходимыми требованиями переходного периода развития дорожной отрасли в условиях реформирования Свердловского областного дорожного хозяйства. Из передовых методов строительства и ремонта автодорог, на наш взгляд, заслуживают особого внимания и скорейшего внедрения технологии устройства дорожных покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона; применение катионных битумных эмульсий и эмульсионно-минеральных смесей для поверхностной обработки и ямочного ремонта автодорог; улучшенный кубовидный щебень и полимерно-битумные вяжущие; геосинтетические дорожные материалы; сталефибробетон; самоомоналичиваемые основания дорожных одежд из металлургических шлаков.

Остановимся подробнее на некоторых наиболее важных научно-технических результатах, достигнутых в дорожном хозяйстве Свердловской области в прошлом году.

В ходе реализации «Программы повышения качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в Свердловской области» по инициативе СОГУ «Управление автомобильных дорог» на базе Монетного месторождения гранодиоритов построен современный щебеночный завод и организовано по передовой технологии промышленное производство дефицитных кубовидных щебней узких фракций 5-10, 10-15, 10-20 мм, а также 5-20, 20-40, 40-70 мм для целевого использования в дорожном хозяйстве Свердловской области.

Монетный щебеночный завод оснащен эффективным дробильно-сортировочным оборудованием фирмы «Metso Minerals» – мирового лидера в технологиях дробления, имеет гибкую компьютерную систему управления, безотходное производство.

Применение кубовидных щебней и щебней низкой лещадности (менее 10%), производимых на Монетном щебеночном заводе, значительно повышает качество дорожно-строительных работ и долговечность дорожных конструкций, позволяет эффективно использовать новую технику и технологии по ремонту автомобильных дорог и экономично расходовать средства территориального дорожного фонда на дорожные работы.

В Свердловской области построена единственная по своей технической оснащенности в Урало-Сибирском регионе современная битумно-эмульсионная база европейского типа – Сухоложская БЭБ. На основе выпускаемой на Сухоложской БЭБ битумной эмульсии получили развитие прогрессивные дорожные эмульсионные технологии – поверхностная обработка с синхронным распределением битумной эмульсии и щебня (технология «Чип-Сил»); инъекционный ямочный ремонт эмульсионно-минеральными смесями; устройство слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей – технология «Сларри-Сил»; холодная регенерация асфальтобетонных покрытий с применением битумной эмульсии в качестве стабилизатора оснований дорожных одежд. Комплекс новых битумно-эмульсионных дорожных технологий и товарная марка катионных битумных эмульсий для их осуществления названы «ЭМУЛЬДОР» – свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 262658 выдано Роспатентом в 2004 году со сроком действия до 2013 года. В рамках правовой защиты комплекса битумно-эмульсионных технологий получены патенты на изобретения: «Битумная эмульсия»; «Медленнораспадающаяся катионная битумная эмульсия и эмулъсионно-минеральная смесь на ее основе».

Объемы дорожных работ, выполненные в 2004 году по новым дорожным битумно-эмульсионным технологиям, значительны и составили соответственно: «Чип-Сил» – 308,3 км; «Сларри-Сил» – 76,6 км; ямочный ремонт эмульсионно-минеральной смесью – 384,9 км; холодная регенерация – 20 км (по территориальным автодорогам).

На производство дорожных работ с применением новой техники и битумных эмульсий Уральским региональным центром по экономике и ценообразованию в строительстве разработаны и утверждены единичные нормы и расценки (в дополнение к ТЕР-68).

В соответствии с утвержденными планами-графиками внедрения новой техники и технологий управлением осуществлено опытно-промышленное внедрение перспективного щебеночно-мастичного асфальтобетона (по ГОСТ 31015-2002) и полимерно-битумного вяжущего (по ГОСТ Р 52056-2003) при ремонте территориальных автомобильных дорог.

Полимерно-битумное вяжущее марки ПБВ-90 получено в 2004 году в объеме 60 т на Сухоложской битумно-эмульсионной базе при опытно-промышленном запуске новой установки немецкой фирмы «Бенингхоффен». Разработан рецепт ПБВ, включающий блоксополимер типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) ОАО «Воронежсинтезкаучук», нефтяной битум БН 90/130 Пермского НПЗ, пластификатор и адгезионную добавку (в настоящее время патентуется).

Улучшенные полимерасфальтобетонные и щебеночно-мастичные смеси изготовлены по рецептуре, разработанной центральной лабораторией управления, на АБЗ ЗАО «Мелиострой» (установка ДС-185) на основе кубовидных щебней Монетного щебеночного завода, полимерно-битумного вяжущего и стабилизирующих добавок: гранулированного целлюлозного волокна «Виатоп-66» (НТФ «Растом»), минерального асбестового волокна «Хризатоп» (ОАО «Ураласбест»). Разработаны технологические регламенты на производство смесей и устройство покрытий с использованием ЩМА и ПБВ. Контрольные опытные участки построены на автомобильной дороге «Малахова – Бобровское» (Байкаловский район). Опытное строительство получило высокую оценку по заключению РосдорНИИ.

Полимерасфальтобетонные и щебеночно-мастичные смеси обеспечивают высокую износо- и трещиностойкость дорожных покрытий при эксплуатации в суровых природно-климатических условиях Урала, устойчивость к колееобразованию. Новые дорожные покрытия продлевают фактический срок службы дорожной «одежды» в 1,5–2,5 раза. Ожидаемый экономический эффект от внедрения ЩМА составляет более 200 тыс. руб./км дорожного покрытия.

Управлением автомобильных дорог совместно с проектными и подрядными мостостроительными организациями внедряются прогрессивные технологии, обеспечивающие повышение несущей способности, долговечности и эстетической привлекательности дорожных искусственных сооружений; сокращение сроков строительства и издержек производства; применение принципиально новых конструкций и материалов с заданными физико-механическими параметрами (сталефибробетон, высокодисперсные металлические порошки для антикоррозийной гидроизоляции металлоконструкций и др.).

В Свердловской области организованы строительство и ремонт мостов и путепроводов, отвечающих этим требованиям. В том числе: мост через реку Туру в Туринске протяженностью 1964 м (Мостоотряд № 72, проектная организация – УралгипродорНИИ); мосты и путепроводы с применением сталефибробетона (мост через реку Чусовая в поселке Староуткинск; путепровод на автодороге «Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов»); рамно-неразрезные конструкции путепроводов (на обходах городов Каменска-Уральского и Верхней Пышмы), подрядная организация – ООО «Мостстройпроект»; экспериментальное устройство арочного моста из оцинкованного гофрированного металла по технологии канадской фирмы «АРМТЕК» на автодороге «Верхняя Синячиха – Махнево – Болотовское» в Алапаевском районе (подрядная организация – ЗАО «Кировстроймост»).

Многие из представленных разработок выполнены в тесном сотрудничестве с отраслевыми научными организациями: «РосдорНИИ», «СоюзДОРНИИ», «ГипродорНИИ». Особенно нам в этом помогают «УралгипродорНИИ», Воронежский и Свердловский центры «РосдорНИИ», омский «СоюздорНИИ», саратовский «РОСДОРТЕХ», а также региональные научные центры и высшие учебные заведения: ГНЦ «Уральский институт металлов» (по проблемам переработки техногенных образований), УГТУ-УПИ, автодорожный институт при УГЛТУ, УрГУПС, Уральский горный университет.

Предложения СОГУ «Управление автомобильных дорог» по техническому оснащению дорожного хозяйства Свердловской области на основе лизинга по актуальным для разработки и внедрения в Свердловской области темам научно-исследовательских работ из фонда НИОКР Росавтодора основываются на накопленном многолетнем опыте дорожников Среднего Урала и знаниях ученых. Они, в основном, совпадают с направлениями разработок Росавтодора в области дорожной науки и техники. В целом, положительно оценивая результат инновационной работы и существенные сдвиги в области модернизации дорожного хозяйства и внедрения на основе лизинга новой техники, технологий и материалов, отвечающих мировому уровню, нельзя не остановиться на ряде проблем системного характера, требующих решения на уровне Росавтодора. В частности, необходимо выделение целевых средств на осуществление и внедрение наиболее важных и емких научных разработок в области дорожного хозяйства. Требуется серьезно обновить федеральную «Концепцию научно-технической политики в дорожном хозяйстве Российской Федерации» и привести ее в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Необходимы разработка и реализация долгосрочных научно-исследовательских программ по наиболее наукоемкой тематике, коммерциализация и практическое внедрение разработок на заключительной стадии с целью окупаемости вложенных средств. И наконец, пора уже решить законодательно, на отраслевом уровне, вопросы практического использования патентов, «ноу-хау» и научных разработок на основе лицензионных договоров и авторского надзора за внедрением разработок в регионах.

Существуют также методические задачи организационно-технического плана. Так, нужна более широкая методическая помощь от науки производству, в том числе по прямым договорам с хозяйствующими субъектами – подрядчиками дорожных работ, за счет экономического эффекта, полученного при внедрении разработки в подрядной организации. Использование новых технических решений и внедрение новых технологий должно осуществляться со стадии проектирования, то есть требуется повысить роль и ответственность проектных организаций в инновационном процессе. Необходимо влиять на рейтинг проектировщиков, не использующих в проектах прогрессивные, экономически обоснованные новые технические решения и технологии, вплоть до недопущения к торгам на проектирование дорожных объектов проектных организаций, не внедряющих инновации. Подготовка и переподготовка кадров соответствующих квалификаций для дорожного хозяйства требуют такой же модернизации. В дорожном хозяйстве нужны специалисты, владеющие в полной мере современными технологиями.

СОГУ «Управление автомобильных дорог» призывает научные, проектные и подрядные организации к более тесному взаимодействию и сотрудничеству в области модернизации дорожного хозяйства, а представителей органов государственной власти – к решению финансовых вопросов по обозначенным проблемам разработки и широкого внедрения новой техники и технологий. Наша общая цель – дальнейшее развитие и укрепление опорной дорожной сети, техническое оснащение дорожного хозяйства на современном уровне, экономия и повышение эффективности бюджетных средств, а также получение новых теоретических и практических знаний в процессе внедрения передовых технологий для устойчивого развития дорожного хозяйства и научно-технического прогресса в отрасли.

Владимир ПЛИШКИН, к.э.н., начальник СОГУ «Управление автомобильных дорог»

Владимир ДМИТРИЕВ, к.т.н., заместитель начальника СОГУ «Управление автомобильных дорог»

Евгений КОШКАРОВ, к.т.н., руководитель службы научно-технической политики СОГУ «Управление автомобильных дорог»